Государственные финансы – это совокупность
финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней
государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых
ресурсов государства, используемых затем на расширение производства,
удовлетворение социально-культурных потребностей членов общества, на
управление, поддержание отечественных экспортеров.
Субъектами государственных финансов являются
органы государственной власти различного уровня.
В состав государственных финансов включают:
бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы
государственных предприятий.
Основным
звеном государственных финансов является бюджетная система
Государственный
бюджет – это имеющий законодательную силу главный финансовый план
государства, централизованный фонд денежных средств государства для выполнения
общегосударственных задач.
Бюджетное устройство – это организация
и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная
система РФ состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов РФ (региональных
бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
Бюджеты разных уровней являются материальной базой
финансовой деятельности соответствующих органов управления. Консолидированный
бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Принципы
функционирования бюджетной системы РФ:
1) единство бюджетной системы;
2) самостоятельность бюджетов разных
уровней (нижестоящие бюджеты не входят в бюджеты вышестоящих уровней);
3) полнота отражения доходов и
расходов;
4) сбалансированность бюджета.
Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную
(поступления и их источники) и расходную (расходы и потребители бюджетных
средств);
5) гласность;
6) реальность;
7) эффективность, экономность,
адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Установление состава бюджетных доходов и расходов
каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными,
территориальными и местными органами государственной власти и управления –
бюджетного федерализма.
Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии
формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также
взаимоотношений с бюджетами других уровней – межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения федерального бюджета с
бюджетами регионов складываются из следующих элементов: дотации, субвенции,
взаимные расчеты, краткосрочные бюджетные ссуды и трансферты. Дотации и
трансферты из федерального фонда финансовой поддержки регионов можно отнести к
категории универсальных грантов, предназначенных для регулирования уровня
доходов территориальных бюджетов, а взаимные расчеты и субвенции – к целевым
грантам, следствием которых могут быть как выравнивание, так и усиление
различий в положении регионов.
Расходы бюджетов всех уровней делятся на бюджет
текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов включаются
трансфертные платежи, расходы на содержание бюджетных учреждений, дотации
отраслям и регионам, затраты на содержание органов государственной власти и
управления и др.
В бюджет развития входят ассигнования на
финансирование государственных инвестиций, научно-инновационной деятельности и
другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
При наличии дефицита бюджета первоочередному
финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по
кодам бюджетной классификации, что обеспечивает сопоставимость показателей
бюджетов всех уровней.
Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета
Бюджетный процесс в РФ – это регламентированная
законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджета.
Возможны два подхода к разработке государственного бюджета:
1. «от доходов», когда сначала
определяют разумный (обеспечивающий условия расширенного воспроизводства)
реальный объем доходной части. Исходя из доходов планируют расходы.
2. «от расходов» – определяется уровень
расходов. После этого решается задача обеспечения доходов посредством введения
новых налогов, увеличения налогового бремени. Последствия такого подхода могут
состоять в сокращении налогооблагаемой базы вследствие остановки производств,
уменьшения занятости, мотивации к труду.
Исполнение
бюджета – это выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Оно осуществляется
Министерством финансов РФ и его органами, Федеральной налоговой службой и её
подразделениями на местах.
Система кассового исполнения бюджета –
совокупность элементов, осуществляющих прием, хранение, перемещение и выдачу
бюджетных средств и ведение необходимой отчетности. В основу кассового
исполнения бюджета положены 2 принципа:
1. единство кассы, когда средства
государства поступают на единый консолидированный счет Министерства финансов в
ЦБ РФ, с которого производятся все расходы.
2. целевое использование средств.
Существуют три системы кассового исполнения бюджета: казначейская
(Франция); банковская (Великобритания) и смешанная (США).
Для надежного банковского и смешанного кассового
исполнения бюджета необходимы соответствующие оснащенность, квалификация и
мораль банковского сообщества. В противном случае возможны сбои и задержки в
прохождении платежей, чреватые негативными социальными и экономическими
последствиями.
Преимущества казначейской системы: возможность
оперативного получения информации, управления и контроля. Главное управление
Федерального казначейства в составе Министерства финансов и его территориальные
органы осуществляют организацию и контроль за исполнением федерального бюджета
РФ, управление доходами и расходами этого бюджета исходя из принципа единства
кассы, учет всех операций с государственными финансовыми ресурсами в
безналичной форме. При этом имеется единый главный счет Федерального
казначейства, с которого производятся любые платежи из федерального бюджета. Все
остальные счета, по которым идет движение бюджетных средств, являются
транзитными, и у них отсутствует переходящий остаток средств. Таким образом,
казначейская система обеспечивает учет и контроль каждого этапа исполнения
федерального бюджета.
В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти
устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения
бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное
снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении
государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение
оставшегося времени текущего года. Секвестру не подлежат защищенные статьи
(зарплата, стипендии, государственные пособия).
Дефицит
бюджета может покрываться двумя способами:
1) инфляционным – печатанием
необеспеченных денег, что порождает инфляцию. Если страна специализируется на
выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение,
машиностроение), то создание такой продукции в условиях инфляции становится
невыгодным;
2) безынфляционным – за счет выпуска
и размещения на внутреннем и внешнем рынках долговых и конвертируемых ценных
бумаг. При внешнем заимствовании доход получают внешние кредиторы, а бремя по
обслуживанию долга несут предприятия и население. Это отрицательно влияет на
уровень потребления и возможности экономического роста.
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые (федеральные
налоги и сборы; таможенные платежи и государственная пошлина) и неналоговые (от использования
и продажи госимущества, часть прибыли государственных унитарных предприятий и
Центрального банка РФ, от внешнеэкономической деятельности, от реализации
государственных запасов и резервов). Обособленно в доходах федерального бюджета
учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный
фонд, Федеральный экологический фонд и др.).
Таким
образом, мобилизация средств в доходную часть бюджета осуществляется через:
– взыскание налогов и пошлин;
– получение доходов от госсобственности;
– внутренние и внешние займы;
– продажу и залог госсобственности в процессе приватизации.
Средства
расходной части направляют на:
– финансирование экономики и её структурную перестройку;
– социально-культурные мероприятия;
– укрепление обороноспособности государства;
– содержание органов государственного управления;
– создание государственных материальных и финансовых резервов;
– финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ;
– погашение и обслуживание государственного долга.
За
счет средств федерального бюджета полностью финансируются расходы на оборону,
значительная часть затрат на финансирование госпрограмм, предоставляются
дотации отдельным отраслям экономики, субсидии и субвенции бюджетам территорий.