Государственный кредит – совокупность
экономических отношений между государством в лице его органов власти и
управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство
выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В количественном отношении преобладает
деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве
кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и
физическим лицам, значительно ниже. В случаях, когда государство берет на себя
ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых
физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
При заимствовании средств государством
обеспечением кредита служит все имущество в его собственности или в
собственности территориальной единицы.
Основой государственного кредита является его
возвратность и платность (внесенная сумма возвращается с процентами). Однако
государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные
социально-экономической значимостью кредитуемого проекта (развитие малого
бизнеса, стратегических и социально значимых производств, экспорта).
Как финансовая категория государственный кредит
выполняет распределительную и контрольную функции.
Через распределительную функцию государственного
кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов
государства и их использование на принципах срочности, платности и
возвратности. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного
долга, а кредиторы государства получают доход в виде процентов.
Вступая в кредитные отношения, государство
воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на
рынке денег и капиталов, производство и занятость.
Возможны
следующие варианты воздействия на денежное обращение:
1) абсолютное сокращение наличной
денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц и используют
для кредитования инвестиционных проектов юридических лиц;
2) объем наличной денежной массы не
изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной
сфере, трансферты населению;
3) объем наличной денежной массы
возрастает, если государство занимает у юридических лиц и направляет средства
на выплаты населению.
В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным
инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства,
поддержки отечественных производителей.
В зависимости от целей, инструментов, методов
осуществления государственный кредит может оказывать положительное или
отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны. Контрольная
функция государственного кредита осуществляется финансовыми структурами,
кредитными институтами, государственными органами власти и управления. В законе
о бюджете на соответствующий финансовый год устанавливаются предельные размеры
внешнего и внутреннего долга и государственных гарантий.
Государство как кредитор
В
качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
1) бюджетные учреждения. Они не имеют
права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и
юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных
фондов;
2) государственные и муниципальные
унитарные предприятия;
3) другие юридические лица;
4) органы исполнительной власти
нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения возврата бюджетного кредита
являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат
предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за
пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Бюджетный
кредит – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому
бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства,
предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной
основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Субъекты РФ также
предоставляют бюджетные кредиты